Как должен вести себя цивилизованный коллектор
Резюмируем положения Закона Украины № 1349-IX «О внесении изменений в некоторые законы Украины по защите потребителей при урегулировании просроченной задолженности» касательно правил поведения коллекторов со своими “клиентами”.
Взаимодействовать с потребителями при урегулировании просроченной задолженности коллектора могут только:
- через непосредственные взаимодействия (телефонные и видеопереговоры);
- личные встречи можно проводить с 9 до 19 часов и при наличии предварительного согласия, полученного во время телефонного разговора;
- через отправку текстовых, голосовых и других сообщений через средства телекоммуникации;
- через отправку почтовых отправлений по месту жительства, пребывания или по месту работы должника с отметкой «Вручить лично».
Во время первого контакта с потребителем коллектор обязан предоставить такую информацию:
- свое полное имя;
- название компании, которую он представляет;
- контактные данные для связи;
- правовое основание для взаимодействия;
- сумму долга и неустойки за просрочку.
Чего не могут делать коллектора:
- как-либо посягать на личное достоинство, права, свободы и собственность должника или его близких, угрожать, шантажировать, или совершать другие незаконные действия;
- предоставлять недостоверную информацию относительно: размера, характера и оснований возникновения просроченной задолженности, последствий, которые могут наступить в случае невыполнения договора, передачи рассмотрения случая просроченной задолженности в суде, применения мер административного и уголовного преследования и т.п.;
- взаимодействовать с должником и его близкими более двух раз в сутки (кроме случаев дополнительного взаимодействия по их собственной инициативе);
- взаимодействовать после 20:00 и до 9:00, а также в выходные, праздничные и нерабочие дни;
- скрывать информацию о номере контактного телефона, с которого он звонит или отправляет сообщения должнику или другим лицам;
- использовать функцию автодозвона в течение более 30 минут в сутки;
- каким-либо образом уведомлять третьих лиц, не являющихся участниками договора о наличии задолженности или осуществлять с ними взаимодействие;
- требовать от близких лиц или работодателя должника принять погасить просроченную задолженность;
- совершать действия, наносящие вред репутации должника и его близких лиц;
- требовать погашения задолженности иными способами, которые не предусмотрены законом или договором.